Верфь на столе
г. Москва, г. Зеленоград, ул. Заводская д. 1Б строение 2
+7(495)120-75-76 8(800)500-54-29
пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

Whaleboat (набор от Artesania Latina). Обзор по постройке/модификации набора

Теги: Artesania Latina, AL19000, Вельбот

доплнительный материал по теме: изготовление вельбота от фирмы Artesania Latina

 

Благодарности:
Для начала хотелось бы выразить огромную признательность и благодарность людям, которые помогали мне в процессе постройки теоретически, морально и материально (далее по тексту – помощники). Без них у меня мало, что получилось бы.

Кроме того, примите мои благодарности создатели сайта «Верфь на столе» и все те, кто участвовал в подготовке материалов для сайта, к которым я обращалась бесчисленное количество раз.

И еще одно спасибо адресуется мужу, обеспечившему моральную поддержку от начала и до конца работы.

 

Вельбот от фирмы Artesania Latina

Набор, комплектация:

Набор выбирался по очень простому принципу: требовалось нечто такое, что можно собрать максимально быстро, с минимумом навыков, но обязательно с парусом. Вельбот от Artesania Latina подходит для этих целей идеально.
Комплектация набора вполне себе. Обшивных реек (раминовых) заложено, наверное, на два таких вельбота. Ореховых реек, которыми изнутри застилается днище, тоже с избытком. В наборе (тоже с запасом) имеются рымы, гвоздики, уключины, латунные детали, гарпуны и т.д. Единственное, чего я там не обнаружила – шпон сапели для обшивки бака и юта (впрочем, в спецификации деталей набора он и не указывается).
Изначально планировалось собрать модель строго по инструкциям, без всяческой отсебятины, с двумя исключениями: никакой краски и обязательный спуск на воду. В итоге получилось все совсем не так.

 

Два вельбота Artesania Latina

То, что должно было получиться и то, что получилось.

 

Корпус, обшивка:

При сборке корпуса никаких загвоздок не обнаружилось – фальшкиль + шпангоуты. По три обшивных рейки на каждый борт в наборе поставляются уже зауженными, и обшивка модели трудностей также не представляет. Правда, заужения обшивных досок подобным способом история кораблестроения, кажется, не знала, но корпус предназначается под покраску, поэтому профилей обшивных досок не должно быть видно. Переделывать эти рейки по правилам я не стала по причине, указанной ранее. Здесь было сделано лишь незначительное изменение – рейки обшивки были прижаты друг к другу плотнее, чем предполагается по инструкции, вследствие чего пришлось добавить еще по кусочку рейки по верхушкам шпангоутов с каждого борта (впоследствии эти кусочки спрятались под привальными брусьями и внешний вид модели не испортили). Обшивные рейки гнулись с помощью нашатыря и паяльника, сажались на клей и фиксировались латунными гвоздиками из набора. После окончания обшивки гвоздики извлекались из реек, «обезглавливались» и сажались на места уже после окончательного зашкуривания обшитого корпуса. После всего этого поверх фанерного фальшкиля был установлен киль раминовый. Вот что получилось:

 

Корпус вельбота

Носовая оконечность вельбота.

 

Привальные брусья, планширь, внутренности

Носовую и кормовую часть предлагается обшить шпоном сапели. Я вместо этого использовала какой-то другой шпон (видно на фотографиях; порода дерева неизвестна, возможно, махагон). Модификацию набора следовало бы начинать уже здесь – не зашивать цельным куском шпона, как предлагается в инструкции, а сделать имитацию отдельных досок из реек. Но такая здравая мысль на данном этапе меня, к сожалению, не посетила.
После этого был установлен настил днища, привальные брусья, банки, планширь и подставки под уключины (по инструкции предполагаются в виде прямоугольных отрезков ореховой рейки. Я их обточила с двух сторон – получилось посимпатишнее). Окраска уключин и рымов выполнялась черной краской Humbrol (в два, а где и в три слоя – даже на зашкуренную латунную поверхность эта краска ложилась не очень хорошо).

 

Носовая часть вельбота

Носовая часть вельбота.

 

Уключина

Уключина.

 

Далее началась обработка латунных деталей. Оказалось, что латунь имеет свойство ломаться при попытках ее гнуть, и к тому же не очень хорошо клеится. Помощники подсказали, что если ее нагреть, с изгибанием все становится несколько проще. Попробовала – получилось. Склеивание латунных деталей между собой и приклеивание их на древесину решилось, опять же, по совету помощников, экспериментами с несколькими видами клея. Остановилась, в итоге, на двухкомпонентном Poxypol. Установила на банку кронштейн под мачту, собрала руль, обшила латунными полосками носовые киповые планки.

 

Крепление мачты

Крепление мачты.

 

Руль

Руль.

 

Привальные брусья

Привальные брусья.

 

До установки мачты была сделана «предпусковая подготовка» - пропитка корпуса составом из пчелиного воска и льняного масла (выполнялся по рецепту Дениса Калашникова, выложенному на форуме). Пропитка мне понравилась – проста в изготовлении и нанесении, хорошо впитывается при нагревании, быстро сохнет, после нее цвет древесины становится более насыщенным. Единственное, она почти наверняка подчеркнет дефекты, если таковые имеются.
Пришло время ставить, собственно, мачту. Вот тут-то началось основное веселье.

 

- блин.. Как же мне лениво..
- отставить лениво :-)
- aye, Sir!

 

Рангоут, такелаж

По фотографии модели из набора можно судить, насколько примитивно предлагается делать рангоут и такелаж. И так бы я его и сделала, если бы не приспичило мне сделать ванты.

Снова обратилась к помощникам на предмет того, каким можно сделать такелаж вельбота, переварила полученную информацию и поняла, что постройка затягивается. Начать с того, что треугольный парус, предлагаемый набором, больше не вписывался в проект - доступная мне информация по парусному вооружению вельботов предполагала установку шпринтового паруса.

 

Схема шпринтового паруса

Схема шпринтового паруса.

 

Что означало минимум две вещи: надо перешивать парус и делать рей (набором, естественно, не предусматривается). Поскрипев зубами, заставила себя заняться парусом. Сшит вручную, без машинки; ткань неизвестна. Состряпала риф-бант, риф-сезни, ликтрос, люверсы и коуш.

 

Мой шпринтовый парус

Мой шпринтовый парус.

 

Параллельно озадачилась блоками. Помучившись в попытках самостоятельно их изготовить, в конце концов отложила эту затею до лучших времен и заказала блоки из магазина.

Дальше нужно было подготовить мачту и рей. С реем все просто – выточен вручную из сосновой палочки. С мачтой пришлось повозиться.

 

Схема мачты вельбота

Схема мачты вельбота

 

Оснащена следующим образом: шкив наверху для проводки фала (чертежом не предусмотрен, установлен по рекомендации помощников), скоба наверху (staple) – для крепления нок-бензельного угла (выгнута из обрезка латунного рыма), кронштейн внизу (oak cleat) для крепления галсового угла (выточен из медной фольги, покрашен черной краской). Наверху мачты установлены плечики (shoulder cleats), на которые ложится очко вант – посажены на клей и закреплены сквозным деревянным нагелем. Кроме того, сверху имеется еще один нагель (wood pin), который должен предотвращать соскакивание вант через верхушку мачты. Часть такелажа выполнена нитями из набора, часть – нитями, навитыми вручную (не мной!).

 

Топ моей мачты

Топ моей мачты

 

И последнее – балласт, кусочки из свинцовых грузов (из рыболовного магазина). Балласт укладывался под настил днища, сначала на глаз, потом опытно-экспериментальным путем. На воде модель смотрится очень приятно. Сильный ветер, конечно, завалит ее на бок, но при слабом ветре держится она неплохо.

 

Готовая модель вельбота

 

© Ольга Шехматова, 2006

© www.shipmodeling.ru


Статьи на тему:
15.08.2014Обзор постройки китайской джонки "Red Dragon". Советы опытного судомоделиста.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
16.08.2007Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
10.08.2006Обзор вельбота фирмы Artesania Latina
04.07.2006Модель шхуны Independence фирмы Artesania Latina или познание себя
07.09.2005Обзор модели американской шхуны Virginia 1819 фирмы Artesania Latina
Верфь на столе